Съемка движущихся объектов также нуждается в тщательной композиции, прежде всего для того, чтобы избежать бликов, которые помешают зрителю погрузиться в художественное действие или важные эпизоды документальной съёмки.
При съемке движущихся объектов, никогда не забывайте оставить место в кадре как для движения объекта, так и «для взгляда» зрителя. Всех раздражает плохое исполнение старинной пантомимы «движение против ветра». Так вот, у вас получиться тот же результат, если вы не оставите в кадре место для того, что еще только должно произойти. Если вы сопровождаете камерой или снимаете с тележки идущего человека или движущуюся машину, то делайте это так, чтобы в кадре оставалось достаточно пространства в направлении движения объекта съемки.
Если машина в кадре едет слева на право, то кадр должен строиться так, чтобы справа оставалось свободное пространство. Это пространство должно присутствовать в кадре вплоть до того момента, когда камера остановиться. Тогда машина сможет естественным образом «покинуть» кадр. Если вы не введете в кадр это пространство, то машина просто «въедет» в край кадра, и будет казаться, будто машина «толкает» камеру. Правило третей можно применить и здесь. Проведите вертикальную линию на уровне левой трети кадра перед машиной, едущей направо, и «толкающий» эффект не возникнет, не будет впечатления, будто вы из последних сил стараетесь не отстать от движущегося объекта.
Старайтесь избегать резкой смены кадров в эпизодах с движущимися объектами. Если вы переходите от кадра, на котором объект уже «прошел» часть экрана, к следующему кадру, где объект продвинулся на много дальше, то получиться заметный скачок, нарушающий главную последовательность кадров. Если движение затягивается, введите наплыв между кадрами, медленно размывая кадр до полной потери видимости. Таким образом, вы сможете перейти к следующему кадру в более художественной манере и без резкого рывка.
Пространство перед движущимся объектом необходимо оставлять и при съемке более медленных кадров, когда, например, кто-то идет по направлению к камере.
Если вы не оставите места между ступнями идущего человека и нижней рамкой кадра, то создастся впечатление, будто он идет по воздуху. Кроме того, в кадре обязательно должен присутствовать какой-то передний план в том направлении, куда человек движется.
Медленное движение требует более тщательной композиции. Обычное сопровождение объекта камерой слева направо подходит, когда надо продемонстрировать скорость движения. Если же объект движется не очень быстро, то при такой схеме сцена будет лишена всякой динамики – получиться монотонное движение через кадр без изменения перспективы. Попробуйте применить диагональную композицию: персонаж входит в кадр вверху слева и движется по диагонали, чтобы выйти в нижнем правом углу. При этом он будет увеличиваться в размерах по мере приближения к камере.