Правильная композиция – основа мастерства видеосъемки. Она должна котироваться наравне с такими важными средствами, как штатив и освящение. Тщательное обдумывание композиции кадра и видение того, что в него входит и как именно в нем располагается, исключительно важны для результатов съемки и для того впечатления, которое она производит на зрителя.
Если бы композиционное построение не имело никакого значения, Орсон Уэллс не падал бы на пол с кинокамерой, снимая Чарльза Кейна с нижней позиции (так называемая позиция «Worm`s Eye»). С помощью этого приема он сумел создать настолько внушительный образ своего героя, что тот даже не нуждался в подкреплении диалогом.
Если кое-кто считает, что композиционное мастерство изучать не обязательно, то стоит вспомнить, что плохо построенные кадры могут испортить даже хороший фильм. Например, как смешная шутка воспринимается кадр, где деревья на заднем плане растут словно из черепа персонажа. На самом же деле ничего хорошего в этом нет, в лучшем случае – это ненужный перенос внимания зрителя, в худшем – ошибка дилетанта.
К счастью, правила и принципы, следуя которым вы можете снимать хорошие в композиционном плане кадры. Если вы снимаете художественный фильм, то у вас будет время выстроить композиционно продуманною мизансцену. Видеодокументалист, вынужденный снимать быстро, не всегда может позволить себе такую роскошь. Однако эти простые правила станут вашей второй натурой. Хорошие режиссеры и операторы применяют их автоматически, даже работая в спешке. А когда эти непреложные законы композиции войдут в вашу плоть и кровь, вы сможете нарушать их с пользой для своих творческих замыслов!
Планирование
Планировать мизансцены – лучший способ избежать банальных ошибок и вытянуть из них максимум возможностей. Чтобы снимать правильно, следует задание знать, что же вы хотите снять. Составив список того, что вы намерены зафиксировать на кассете, можно подумать, где лучше расположить видеокамеру, с какой точки получиться самый выигрышный кадр, какова последовательность кадров и какую идею они должны передать.
Когда вам станет ясно, что именно вы хотите сказать в кадре, вам будет легче выстроить композицию.
Незачем вставлять в фильм тот или иной кадр только потому, что вы его сняли. Если вы считаете, что персонаж или объект должен произвести угрожающее впечатление, быть в эпизоде очень энергичным или, напротив, безмятежным, то это должно подсказать вам, как построить мизансцену.
Когда будете осматривать место будущих съемок, постарайтесь взглянуть на ситуацию так, как «видит» ее ваша видеокамера: посмотрите на неосвещенные предметы, прикиньте различия в их размерах, постарайтесь выявить все, что может испортить сцену, обратите внимание на броские предметы и на все, что может унести внимание зрителя в сторону. Все это может явиться помехой при съемке. Если же вы проверите все заранее, то сможете даже из недостатков извлечь пользу. Ветка, некстати попадающая в центр кадра, при незначительной перемене позиции видеокамеры может превратиться в выразительную деталь переднего плана.