А так же, мы приглашаем к сотрудничеству спонсоров. Сделаем мир ярче вместе!!!
Перспектива и ракурс
e-mail: v.s.b.pictures@i.ua

Следующий момент, о котором стоить помнить, - это природа самой видеокамеры как инструмента съемки. Не стоить ожидать, что, если вы снимете на видеокамеру реальное трехмерное пространство, то при воспроизведении фильма на двухмерном экране вашего телевизора появиться глубина. Глубина изображения – это то, что вы должны создать самостоятельно.

Проблемы перспективы можно разрешить, хорошенько подумав над тем, где должна располагаться камера. Чтобы добавить в кадр дополнительную глубину и хорошую перспективу, достаточно всего лишь «спроектировать» его, избегая при этом стандартных ошибок и правильно используя пространство.

Представьте себе небоскреб. Обычная ошибка – снимать его «в лоб». Ошибка понятная. Поступающий так исходит из того что заполнившая весь кадр махина здания хорошо передаст свой масштаб и обеспечит эффект присутствия. К сожалению, и вы сами можете в этом убедиться, вместо того чтобы доминировать в кадре, так нединамично представленное здание будет казаться не внушительней груды кирпича.

Чтобы передать его истинный масштаб, следует снимать здание с угла, а в конце эпизода «удалится» из него. Тогда фасад будет постепенно уменьшаться, и зритель сможет реально сравнить размер здания по сравнению с другими объектами, находящимися в кадре.

Другой прием для съемки высоких зданий – поставит камеру у подножия дома и снимет с низу вверх. От такой перемены ракурса здание словно обрушиться на вас, а если вам удастся хорошо выстроить кадр, то получиться небо, которое поглощает пространство по мере «перспективного» уменьшения здания. Эта игра расширяющегося небо и уменьшающихся этажей эффектно передаст масштаб строения, причем тем сильнее будет художественный эффект, чем лучше вам удастся передать высоту здания.

Нависающие здания – конечно же, всего лишь пример. Эти правила применимы ко многим другим ситуациям. Люди, правда, могут возмутиться, увидев свой портрет с двойным подбородком, который вы сняли с низу вверх, свернувшись в три погибели у их ног. Им также может не понравиться, если вы будете снимать их сбоку. Актеры не должны обращать внимание на камеру: они знают, что вы где-то рядом, знают, что вы что-то делаете, но не имеют права смотреть в вашу сторону. Однако такое состояние для некоторых людей невыносимо, и они могут начать на вас коситься. Дело, конечно, не в том, что нельзя снимать людей подобным образом, просто стоит подумать и о других способах, особенно если тех, кого вы снимаете, все равно нельзя хорошо снять снизу или под острым углом.

 Акцентируя внимание на переднем плане, вы можете усилить перспективу в такой ситуации, когда съемка под интересным углом невозможна. Просто переместите камеру так, чтобы включить в кадр естественный объект, расположенный на переднем плане, или поставьте на передний план что-нибудь из реквизита. В случае необходимости это позволит вам перенести внимание зрителя с одного объекта на другой, просто увеличив глуби резкости или быстро изменив фокус.

Если под какой-либо причине вам не удалось подыскать какой-либо предмет для переднего плана (скажем, под рукой ничего не оказалось, а то, что есть, слишком отвлекает внимание), то просто постарайтесь перенести так объем съемки, чтобы он попал в какую-то естественную «рамку».

Таким образом, вы сможете сделать свой кадр более интересным и придать ему масштаб, не отвлекая внимание зрителя на детали переднего плана. Дверные проемы, мосты, аллеи – все это может создавать естественное обрамление для вашего объекта, направляя внимание на нужную часть сцены и отвлекая зрителя.

У естественного обрамления есть и еще одно преимущество: оно позволяет манипулировать уровнями контраста. Если снимать из дверного проему «наружу», то получиться ярко освещенная улица в темной рамке. А если снимать из дверного проема внутрь темного помещения, то это придаст кадру тревожную напряженность.

Кроме того, естественные рамки позволяют управлять восприятием зрителя, хотя иногда довольно рискованным способом. Например, вы снимаете удаленное здание через пространство между ножками скамьи. Если хорошо продумать кадр, то можно добиться такого впечатления, будто кадр снят из массивной арки, а не через узкую щель. При этом объекты, находящиеся на среднем плане между арки и местом съемки, будут казаться непропорционально крупными. Подобные трюки придают кадру новизну и необычность, но прибегать к ним следует осторожно: граница, отделяющая хороший прием от композиционного ляпсуса, очень зыбкая и ее легко нарушить.

А теперь о пересечении линий. Самое главное – пересекать их нельзя! Это еще одно фундаментальное правило, не менее важное, чем правило третей. Например, разговаривают двое, причем один собеседник находиться слева другой – справа. Мысленно провидите между ними линию. Если сначала камера будет находиться с одной стороны линии, а затем – с другой, то в кадре персонажи поменяются местами, даже не передвигаясь физически. Это моментально броситься в глаза зрителю и испортит впечатление от всей сцены. Значит, надо либо выбрать точку съёмки с одной из сторон линии и затем уже не менять ее, используя при необходимости, так называемую, съемку «через плечо», либо комбинировать две точки съёмки, используя кадры с двумя персонажами как основные, а кадры снятые «через плечо», в качестве перебивок.

При съемке диалога это правило соблюдать несложно, все становиться на много труднее, когда персонажей больше двух. Вспомните сцену в ресторанчике в фильме «Бешеные псы» или собрание в кабачке после суда в фильме «Транспоттинг». Обе сцены – не самые существенные для сюжета, но если вам случалось смотреть эти фильмы вместе с ценителями кино, то, наверное, вы обращали внимание на их похвалы мастерству оператора, которому удалось отлично снять разговоры в большой группе людей. При этом камера, снимая собеседников, ни разу не пересекает заповедной линии.

Тщательно спланированные групповые сцены всегда привлекают особое внимание ценителей, с другой стороны – они просто настоящее минное поле для новичка и требуют к себе исключительного внимания и подхода. Подумайте о том, как сидят говорящие и те, к кому они обращаются, распишите последовательность реплик персонажей, отметьте позицию камеры для первого кадра. Это точка, от которой пойдет множество «линий». Вы будете выстраивать все дальнейшие мизансцены, как бы отталкиваясь от нее.

Начертите схему мизансцены, чтобы распланировать последовательность съемки. Если вы снимаете «из головы» стола и начинаете с обмена репликами между двумя персонажами, которые сидят друг против друга, а затем хотите перейти к съемке разговора людей, сидящих рядом, вам придется переставлять камеру на другой конец стола, чтобы один персонаж не загораживал другого. Вот тут-то вас и поджидает трудность. Здесь перейти линию очень легко. Избежать ошибок можно, только имея хорошо продуманный план действий. Но даже с заранее составленным рабочим планом в руках позаботьтесь о том, чтобы для подстраховки отснять альтернативные кадры основной сцены, и кадры, для перебивки на тот случай, если при съемки групповой сцены что-то выйдет не так. Тогда во время редактирования, вы сможете ввести кадры, снятые более традиционным методом, и спасти положение.

Hosted by uCoz